воскресенье, 29 мая 2011 г.

Император Август

 В отличие от Цезаря, избравшего методом своего действия
charitas -- 'милосердие' и в отместку погибшего от рук
прощенных им врагов, будущий император Август решил никого
не щадить в гражданских войнах.
Он велел отцу и сыну, умолявших о пощаде, тянуть жребий:
кому остаться в живых. Отец, естественно, уступил сыну.
А когда отец был казнен, сын покончил жизнь самоубийством.
Так что толку от милосердия Августа было немного.

 Император Август частенько выполнял обязанности судьи.
Но порою пристрастия перехлесывали через допустимый
для судьи беспристрастный предел. Одного молодого человека
обвиняли в убийстве отца. Август, желая ему помочь,
так начал свой допрос: 'Значит, ты не убивал своего
отца?'

 Император Август стремился возродить в частной
и общественной жизни старинные римские обычаи. Нововведений
он не терпел.
Когда однажды он увидел в театре толпу молодых римлян, облеченных
вместо традиционных тог в короткие черные плаща, он не мог
сдержать возмущения:
-- Что это за чучела? Это и есть 'Рима сыны, владыкие земли,
облеченные в тогу'?
И издал эдикт, чтобы отныне в цирк ли, в театр ли, в другое
общественное место граждане Рима являлись только в тогах.
Жаль, что в наше время в разделе мод господствует полная
анархия.

 'Божественный Август' прославился, кроме всего прочего,
заботой об общественном благе. Бесплатные раздачи хлеба,
театр были постоянным элементом его деятельности. Когда
в казне появлялись свободные средства, он частенько
пытался использовать их на улучшение жизни римских граждан.
Ну римский плебс и наглел потихоньку. И когда однажды
горожане стали жаловаться на недостаток вина в раздачах,
он сказал:
-- Ребята! Мой зять Агриппина достаточно понастроил в
Риме водопроводов, чтобы никто не страдал от жажды.

 Божественный Август пытался быть отцом народа. Типа
строг, но справедлив. И многие ему верили.
Однажды во время игр среди зрителей возникла паника:
им показалось, что одна из трибун не в порядке. Чтобы
успокоить массы, Август встал со своего места и пересел
на опасную трибуну, сменив ложу для VIP-персон на место
на скамейке с простыми зрителями.
При этом он был уверен, что постороенные по его приказу
трибуны не могут не быть в полном порядке.

 По-разному мы и древние римляне воспринимают артистов.
У нас артисты чуть ли не самые популярные люди, их интервьюируют
по всем вопросам жизни.
Иное дело в Риме. Так Август охотно присутствовал на представлениях,
многих мимов знал по именам. Однако однажды, когда он стал
свидетелем, как один из артистов ловко поддел освистывавших
его зрителей, он изгнал этого артиста из Рима.
Артисты существуют для зрителей, а не наоборот.

 Август удовольствовался своим могуществом и никогда
не преследовал тех, кто отзывался о нем дурно, если
не было намека на заговор или измену.
В суде разбиралось дело некоего Эмилиана, хулителя
императора. Обвинитель начал было с жаром гнобить
того, но Август прервал его: 'У меня тоже есть язык.
Докажи его вину, а ответить достойно -- это уже моя
проблема'. Когда же оказалось, что никакой вины не
было: то есть заговора, или оскорбления императорского
достоинства, что рассматривалось как государственная
измена, он велел отпустить этого Эмилиана.
Так закладывались основы западной демократии.

 Август в истории получил кликуху первого римского
императора. Однако он сам пришел к власти под
знаменем возврата к исконным римским ценностям, в
т. ч. и к демократическому устройству.
И даже, по свидетельству Светония, детям запретил
называть себя принцепсом.
И когда однажды на форуме народ громкогласно затребовал:
-- Будь нашим правителем! -- он с возмущением покинул форум,
а наутро издал эдикт, сурово порицавший демократические
круги римских граждан за отклонение от демтрадиций.
Вот так! Данной мне властью повелеваю народу быть
верным демократии.


Оригинальное сообщение находится здесь: Император Август

Комментариев нет:

Отправить комментарий