воскресенье, 20 ноября 2011 г.

Финал ЧМ по футболу -- 1982

Этот чемпионат вызвал однозначную волну разочарования своим итогом. Были на нем и великолепные команды: прежде всего, французы и бразильцы, которых один спортивный журналист окрестил 'единственными в своем роде мастерами, всеми как на подбор, составить компанию которым мог разве что Пеле', были удивительные открытия: техничные и зрелые команды Алжира и Камеруна, были запоминающиеся игры, прежде всего полуфинал Франция -- ФРГ, великолепные игры. А победа досталась беспонтовым итальянцам, игравшими в откровенный антифутбол.

Победа тем более разочаровывающая, что добыли они ее не в результате закулисных махинаций организаторов или благоволения судей, а в честной спортивной борьбе, победив в четвертьфинальной группе (12 команд были разбиты на 4 тройки) сильные команды Бразилии и Аргентины.

Итальянцы на испанском первенстве во всей красе продемонстрировали силу защитного футбола. Их тактика была до примитивности простой. 8 человек сидели в обороне, буквально не давая сопернику в своей зоне ни дюйма свободного пространства, один игрок -- это был замечательный нападающий Паоло Росси -- постоянно барражировал у чужих ворот, и еще один осуществлял связь между защитой и этим единственным нападающим. Идея такой схемы строилась на том, что беспрерывно атакуя, соперник рано или поздно допустит ошибку, которой обороняющаяся команда и воспользуется. Но при этом следовало не допускать ошибок самим. Частично это достигалось количеством обороняющихся, но нужно отдать итальянцам и должное: в воротах у них стоял великолепный Дино Дзофф, один из лучших вратарей за всю историю мирового футбола. А каждый из защитников был мастером высочайшего класса, способным в одиночку нейтрализовать любого соперника. Кроме того, идеально была налажена система взимостраховки: ведь при той игре, которую вела команда, одна-единственная ошибка могла оказаться роковой. И наконец, нападающий должен уметь использовать на 100 процентов одну-единственную оплошность обороны соперника: второй той может и не предоставить.

А игрок, осуществляющий связь обороны и единственного нападающего -- чаще всего в 1982 году на этой позиции играл Кабрини -- должен уловить этот момент и отдать нужный пас в нужный момент.

Именно по такой схеме были обыграны аргентинцы и бразильцы. Причем в матче с бразильцами решающих гол Росси забил на 75-й минуте, когда бразильцы уже сравняли счет и, казалось, итальянская тактика рухнула. Правда, бразильцами сильно насолил их собственный вратарь, который из 3 забитых итальянцами голов 2 буквально привез в собственные ворота.

Сам финал ничем выдающимся не отметился. Итальянцы легко выигрывали 3:0, когда под конец президент страны Пертини, наблюдавший матч вместе с президентом ФРГ, не сделал знак рукой тренеру, чтобы те пропустили гол и не доводили немцев, обессиленных полуфиналом с французами, до разгрома.

События 1982 года позволяют предаться интересным размышлениям о сути футбольной игры как зрелища. Всякий вид спорта (как впрочем, и любая иная сфера жизнедеятельности), по мере своего развития и выработки наиболее рациональных приемов все более и более становится вотчиной профессионалов, удаляясь в понимании тонкостей от 'простого' зрителя. Ведь это только в боевиках фехтовальщики и мастера рукопашного боя обмениваются искрометными ударами, головокружительными бросками и захватами. В реальном поединке они подобно удавам гипнотизируют друг друга, решая исход схватки одним единственным выпадом, почти невоспринимаемым сторонним наблюдателем.

Так же и футбол. Что такое игра выдающихся мастеров? Выжидание момента, молниеносный выпад: и соперник побежден. А остальное время -- глухая оборона, отражающая как назойливых мух наскоки соперника. Именно так играл наш прославленный Всеволод Бобров. Сегодня его превозносят до небес, а в свое время болельщики его недолюбливали: 'Ну вот опять этот математик!'. И действительно, Бобров мог отстоять 89 минут на поле, но без своего гола не уходил. Так же играл прославленный Яшин. Ходил в воротах из одного угла в другой, из одной точки штрафной в другую: и все легкой трусцой, как на тренировке. А потом соперник бил по воротам, и Яшин, неизменно оказываясь там, без пота и труда (казалось бы) как на блюдечке забирая мяч.

Так что итальянцы выработали наиболее рациональную футбольную тактику и довели ее исполнение до совершенства. Опровергнуть ее футбольными средствами невозможно. А теперь представьте: что все будут играть как итальянцы. Во что превратится, и уже превращается игра для зрителя? В выматывающее противостояние двух команд, на протяжение полутора часов поджидающих ошибки соперника. Кому из зрителей такое понравиться? Заметим, что на чемпионате 1982 года итальянцы едва вышли из группы, все три матча завершив вничью. 'Я поставлю свой 'Порше' против трехколесного велосипеда, если мы увидим Паоло Росси в финале' (даже посмешил своим пророчеством публики немецкий телекомментатор).

То есть итальянская тактика такая успешная против атакующих команд, дает сбой, когда соперник подобно им закрывается как улитка в свое штрафной.

А ведь футбол это деньги -- и немалые. И все эти пляски на месте -- шоу весьма неувлекательное. Так что, думается, футбол будет идти -- и медленно он уже идет -- по пути баскетбола, хоккея, американского футбола, ограничивая правилами возможности защиты и побуждая строить игру на атакующих началах.

 


Оригинальное сообщение находится здесь: Финал ЧМ по футболу -- 1982

Комментариев нет:

Отправить комментарий