Тбилисское 'Динамо' с самого начала советских чемпионатов было одним из лидеров советского футбола. Этому способствовали 2 фактора. Находясь под личным покровительством Л. П. Берия, команда имела хорошие материальные ресурсы и была защищена от разбазаривания талантливых игроков, подкосивших провинциальный футбол, особенно российский. Причем и после ухода Берии команда находилась на особом положении, которое не снилось даже другим союзным республикам. Если грузинские игроки и попадали в московкие клубы -- Метревели, Кавазашвили, С. Джеджелава, Симонян (который несмотря на фамилию был воспитанником грузинского футбола) -- то не по причине административного произвола, а из-за переизбытка талантов, которым не хватало места в одной команде маленькой республики.
Обилие футбольных самородков -- это как раз вторая причина успешного выступления тбилисской команды. Много раз эта команда шла на штурм высот наших чемпионатов, не раз и не два она оказывалась буквально в шаге от заветной мечты. Каждый чемпионат она уверенно брала лидерство, и каждый раз начиная со второго круга 'сдувалась'. А несколько раз, например в 1946, соорудив отличный коллектив, грузины шли под откос буквально на финише. И причина тому была только одна -- пресловутый грузинский характер.
'В команде не чувствовалось того боевого духа, без которого немыслимы успех, в настроении игроков сквозило неверие в собственные силы,' -- писал С. Метревели о своих впечатлениях после перехода в тбилисское 'Динамо' из московкого 'Торпедо'. Или как говорил другой грузинский ас Б. Пайчадзе: 'Нас очень часто сжигал наш же собственный темперамент'. Игроки команды (все поголовно!) были буквально влюблены в мяч, готовы были часами работать с ним, но в спокойной, непринужденной обстановке. Их идеалом была виртуозность, они могли без устали жонглировать мячом, перебрасывать его с головы на ногу и обратно, вести мяч головой от ворот до ворот, лишь бы... никто не мешал. Иногда перед тренировкой можно было наблюдать такую картину: сидят футболисты, ждут начала занятий и лениво переговариваются о семье, погоде и т. д. И при этом у каждого в ногах по мячу, которым они с видимым наслаждением жонглируют, не прерывая беседы.
Чемпионат 1964 казалось катился по заведенному сценарию. Тбилисцы резко ушли вперед со старта, а потом мотор их продвижения по турнирой таблице стал барахлить. После крупного поражения в начале второго круга от ЦСКА (1:4) многи поставили на них крест. Но на удивление тбилисцы не сломались, а продолжали наращивать темп. После того матча они более не потерпели ни одного поражения, а 22 октября за 3 тура до конца чемпионата выиграли у своего основного соперника московкого 'Торпедо' и сравнялись с ним по набранным очкам. Так они и пришли к финишу ноздря в ноздрю.
Для выявления победителя по новому регламенту пришлось проводить дополнительный матч. Этот матч состоялся 18 ноября в Ташкенте и по интриге мог дать 100 очков вперед любому триллеру. Первый тайм завершился вничью - 0:0. Во втором тайме первыми повели в счете торпедовцы. На 56-й минуте отличным ударом гол забил Владимир Щербаков. Гол для динамовцев оказался раздражительным, тбилисцы не растерялись, а заиграли так, словно бы только и ждали, когда же москвичи разозлят их. Илья Датунашвили слыл мастером, который умело закручивает с углового мячи в ворота. В том 'золотом матче' Илья Датунашвили третий раз собрался подавать угловой. 'Первый раз, - вспоминает футболист, - я закрутил мяч в ближний угол, и вратарь забрал его, второй угловой исполнил, как и первый, мяч также оказался в руках вратаря. Когда начал подавать третий угловой, увидел, как вратарь вышел немного вперед, видимо, подумал, что я направлю мяч опять в ближний угол. И тут я нанес крученый удар в дальний угол и мяч, никого не задев, опустился в ворота. Это была ошибка вратаря, если бы он остался на месте, мог спокойно парировать удар'.
После этого тбилисцы повели игру еще более размашисто, широко, отлично используя скоростные рывки своих быстрых и техничных форвардов. Но москвичи защищались отчаянно, и счет остался ничейным. В дополнительном матче назначили дополнительное время, два тайма по 15 минут. Напряжение достигло своего апогея. Было ясно, что зыбкое равновесие голов при таком положении не может сохраняться долго. И первыми успеха добились динамовцы. Михаил Месхи резко рванулся в центр, умело запутал защитников и точно выложил мяч очень удачно открывшемуся Илье Датунашвили. Удар - и нападающий тбилисцев стал героем дня: на его счету оказались два решающих 'золотых' мяча. Спустя десять минут Михаил Месхи провел в ворота москвичей третий гол, а победную точку в этом матче поставил Слава Метревели. Окончательный результат - 4:1.
'Мы не стали бы чемпионами, если нас не тренировал Гавриил Качалин, - вспоминал позднее Илья Датунашвили. - Это, поистине, был великий тренер. Он внес в учебный процесс принципиальное новшество: мы отрабатывали основные технические элементы и приемы в форме разыгрывания подлинных игровых ситуаций, в борьбе и на скорости'.
Но если Качалину удалось перенастроить тбилисцев на один чемпионат, то переломить национальную психологию ему оказалось не под силу. Уже в следующем году тбилисцы были шестыми, а дальше покатилось по наезженной колее: великолепные победы чередовались с бесславными поражениями. 'Миша Месхи мне объяснил: Гавриил Дмитриевич, мы уже всем сказали, что наше поколение свое дело сделало, теперь пусть другие делают'.' (из восп. Качалина).
Оригинальное сообщение находится здесь: "Динамо" (Тбилиси)
Комментариев нет:
Отправить комментарий