Если организаторы едва-едва наскребли участников на первый чемпионат, то побороться за мировую корону второй раз изъявились гораздо больше футбольных держав, так что впервые в истории кубков мира проводились отборочные матчи. Именно с них начали будущие финалисты. Итальянцы выиграли в Риме у греков 4:0, а чехи в Варшаве переиграли поляков 2:1. От повторных матчей соперники отказались.
Второй чемпионат, хотя и также не собрал все лучшие футбольные силы планеты, но оказался гораздо более представительным, чем первый. Во-первых, по составу участников. А во-вторых, большинство участников намного серьезнее отнеслись к турниру, и за редким исключением (Аргентина, Бразилия), призвали под знамена сборных лучшие футбольные силы своих стран. А итальянцы, так те даже умудрились заиграть у себя выступавших в Италии иностранцев, один из которых участник первого финала аргентинец Монти оказался таким образом участников двух финалов в составе двух разных сборных.
На пути в финал итальянцы легко разгромили сборную США 7:1, а вот в четвертьфинале их ждало серьезное испытание в лице сборной Испании. В первой игре, несмотря на дополнительное время, была зафиксирована ничья - 1:1. Блестяще защищал ворота испанцев 33-летний Рикардо Замора. В переигровке на следующий день итальянцы заменили пять футболистов, а испанцы - семь, в том числе и травмированного Замору. Уже на первых минутах встречи известный 'костолом' Монти вывел из строя левого края соперников Боша, а вскоре центрфорвард итальянцев забил мяч, который оказался единственным в этой игре. В составе команды с Пиренеев, кстати, задавали тон те самые баски, чья игра три года спустя стала откровением для советских любителей футбола. Капитан будущей сборной Басконии Луис Регейро и открыл счет в первом матче с итальянцами.
В полуфинале итальянцы встретились со сборной Австрии, которую все называли не иначе как 'Вундертим' (чудо-команда) за то, что она в начале тридцатых годов показывала не только великолепную игру, но и на протяжении долгого времени не знала поражений. Однако именно в 1934 году сборная Австрии начала терять былую мощь. Италия победила - 1:0, причем единственный гол их лидер Меацца забил, головой, опершись руками о плечи вратаря соперников, как в детской игре в чехарду. А два чистых гола, которыми в ответ огрызнулись испанцы, швейцарским арбитром Мерсе засчитаны не были. После чемпионата швейцарская Федерация футбола Мерсе дисквалифицировала, но как говорится, 'после драки кулаками не машут'. Что и говорить, не везет испанцам на чемпионатах мира. Впрочем, нужно помнить, что 'футбол -- это всего лишь игра', и не придавать чрезмерное значение всяким так чемпионам и обладателям кубка.
Победа могла оказаться пирровой: всего два дня спустя измученные итальянцы вновь вышли на поле. Вернее, на болото, в которое превратился газон миланского 'Сан-Сиро' после проливного дождя. Опять тяжелейшая борьба, и опять единственный гол, забитый Энрико Гуаитой австрийцам, принес Италии заслуженную победу, если не считать того, что итальянцы буквально всей командой затолкали вратаря австрийцев с мячом в руках в ворота (ради справедливости нужно отметить, что по тогдашним правилам вратаря можно было заталкивать в ворота, но корпусом, корпусом же, а не руками).
Не менее сложен и тернист к финалу был путь чехов и словаков. С трудом одолев румынские перевалы 2:1, команда едва не застряла в четвертьфинале на швейцарских глейзерах (3:2). В полуфинале славянская дружина выиграла у немцев 3:1, которые тогда еще отнюдь не были той грозной футбольной державой, которой они являются ныне.
Так что, как ни крути, а итальянцы одолели более значимых противников, и в финале им обещали легкую прогулку, этакий марш славянки к победе.
Но финал есть финал.
В финале фанатично настроенный стадион в Риме клокотал, как кипящий котел. Под влияние зрителей попал и шведский арбитр Иван Эклинд, которого после финальной игры чемпионата мира в Италии на родине Эклинда стали называть 'графом Римским'. Тем не менее чехословацкая сборная первой сумела добиться успеха. На 69-й минуте Пуч открыл счет. На 80-й минуте Орси с угла штрафной закрутил мяч в ворота Планички и забил потрясающий по красоте гол, и основное время закончилось вничью - 1:1. Заметим, что крученый мяч тогда еще не был обычным приемом в арсенале футболиста. Более того, упомянутый Орси даже проиграл позднее значительную сумму какому-то любителю футбола, когда на спор ни в какую не смог повторить того знаменитого удара. В самом начале 30-минутного дополнительного времени Скиавио вывел итальянцев вперед - 2-1. Несмотря на отчаянные атаки чехов, хозяева поля сумели удержать преимущество. За этот успех они были объявлены героями нации.
На итальянском чемпионате многое из ставшего классическим в футбольной жизни, если не случилось впервые, то выявилось очевидной тенденцией.
Итальянский тренер Поццо впервые целенаправленно создал сборную команду, именно создал, а не просто собрал пусть даже и лучших игроков из разных клубов. Много размышляя над принципами комплектования сборной, итальянский тренер пришел к выводу, что строить ее надо на базе лишь нескольких клубов и брать оттуда хорошо сыгранных между собой игроков готовыми 'блоками'. Главной базовой командой стал для сборной туринский 'Ювентус', который, начиная с 1931 года, каждый сезон становился чемпионом страны. Поццо не гнушался привлекать в свою команду талантливых иностранцев. При этом, вербуя игроков, Поццо, состоя членом фашисткой партии, по полной программе использовал административные рычаги. О таких 'мелочах', как нарушение спортивного регламента -- по тогдашним правилам игрок мог поменять сборную лишь проиграв не менее 3-х лет на своей родине, и говорить не приходится: этим грешили тогда все.
Но были и достижения чисто футбольного плана. Поццо, едва ли не первым из тренеров, стал не просто применять тактическую схему (что само по себе тогда еще было передовым веянием), а приспосабливать ее к конкретным игрокам. Главную ставку он делал на скорость и точное взаимодействие нападающих друг с другом, благо в его распоряжении были отменные технари, особенно Раймундо Орси, еще один аргентинец, и скоростяги: тот же Меацца пробегал 100 м за 12 сек в бутсах (это когда для спринтеров достижением считалось вылезти из 11 сек). Отработал Поццо и игру защитных линий, определив каждому свою особую зону и одним из первых перейдя на систему дубль-ве, то есть дополнив 2-х крайних защитников третьим -- стоппером, ответственным за центральную зону.
На каждую игру Поццо давал своей команде конкретную установку. Для этого он всегда старался изучить будущего соперника, используя любую возможность просмотреть его в действии. В соответствии с этим на тренировках специально моделировались ситуации, которые могли возникнуть в игре. Словом, Поццо был тренером в современном понимании смысла этого слова, в то время как большинство тогдашних тренеров были скорее учителями, которые исходя из своего опыта подсказывали игрокам, как правильно распределить силы на весь матч, как и куда нужно бить и т. д.
И еще одно новшество. Меацца нажил после чемпионата хорошие деньги, рекламируя парфюмерную продукции, оказавшись пионером в такой ныне распустившейся пышным цветом области, как спорт и коммерция.
Второй чемпионат, как и первый, принес устроителям первенства большой финансовый успех - 3 миллиона 700 тысяч довоенных итальянских лир, что было очень солидной суммой. Кроме того, в отличие от первого чемпионата, прошедшего незаметно для прессы, этот прошел под солидным вниманием прессы, не только итальянской, но и большинства европейских стран.
Оригинальное сообщение находится здесь:
Финалы ЧМ по футболу -- 1934